Новость

Откуда взялся Groove

поделитесь с друзьями:

К выходу на русском языке книги Тобиаса Раппа "Забыться в звуке: Берлин, техно и easyJet" в московский Gipsy едут представители влиятельного немецкого журнала Groove, с целью устроить здесь свою вечеринку. Перед столь редким мероприятием в Москве мы публикуем рассказ основателя журнала о том, что же такое Groove. 

 
 
 

С десяти лет Томас Кох был поклонником диско и клянчил у родителей всё новые и новые пластинки с диско. Чуть позднее он увлёкся брейкдансом, устроив на школьном выпускном настоящее представление. Потом поработал диджеем на Ибице, а когда ему исполнилось двадцать лет, в 1989 году он запустил журнал Groove, который задумывался как журнал о танцевальной музыке и обо всём происходящим вокруг Франкфурта-на-Майне. Тогда же он взял псевдоним DJ T. В 2004 году он продал свой журнал крупному издательству и решил сосредоточиться на лейбле Get Physical. В 2009 году Кох расстался и с лейблом. Теперь он называет себя независимым диджеем и музыкантом.
 
 
 
«Журнал Groove не был первым журналом, посвященный танцевальной музыке. В 1989 году уже существовал журнал Idie Network Press. Как мне кажется, это был самый первый журнал, в котором публиковались диджейские чарты. Эти чарты тогда были чуть ли не единственным путеводителем для диджеев. Но поводом для запуска журнала для меня послужило кое-что иное: мой папа купил себе компьютер и спросил у меня, может быть, я как-то начну им пользоваться — ну, скажем, вести свою коллекцию пластинок. Я подумал, подумал, и решил запустить музыкальный журнал. Первоначально это должен был стать журнал, в котором были бы одни диджейские чарты, но довольно быстро возникла идея этакого городского журнала, в котором бы затрагивались музыкальные темы со всего мира.
 
Первые номера журнала финансировал мой дядя. Он многому меня научил, представив меня как корпоративного клиента и поручился перед банком за мой кредит в 40 000 дойчмарок. К пятому или шестому номеру практически все эти средства уже закончились, но к тому времени уже было достаточно рекламы. Сам я жил исключительно за счёт организации вечеринок и рекламы пластинок. Поначалу я всё делал в домашних условиях — тираж первых номеромв был 12 000 экземпляров и по магазинам я лично развозил все номера.
 
Первые номера журнала были совсем небольшими — 16 полос. Да к тому же эти номера ярко демонстрировали мой непрофессионализм, поэтому содержательная их часть была очень слабой. Поначалу было очень сложно найти поддержку среди диджеев и промоутеров. Для того, чтобы завоевать уважение и авторитет журналу потребовалось 2-3 года. Этот авторитет проявлялся по-разному. Музыкальные магазины стали ориентироваться на чарты от Свена Фэта и других диджеев, которые мы печатали у себя в журнале. Магазины видели какие-то пластинки в чартах и просто заказывали себе по 100 экземпляров. Поскольку они понимали, что люди их будут слепо покупать.
 
Первые номера журнала GROOVE
 
В 1990 году во франкфуртских клубах типа Dorian Gray стали раздаваться номера журнала Frontpage. Для меня это лишь послужило дополнительным стимулом. Если Frontpage писал преимущественно о EBM и техно, то Groove всегда старался писать о всём многообразии танцевальной музыки, включая хип-хоп, соул и евродэнс.
Вообще, тогда было совсем другое время — можно было писать о самой разной музыке, поскольку специализированных изданий практически не было. То есть мы были журналом не только про танцевальную музыку, но и про хип-хоп, и про EBM. И находилось довольно большое количество людей, которые интересовались разной музыкой.
 
В первые несколько лет существования Groove, у журнала был подзаголовок «Звук Франкфурта». Этим я хотел выразить то, что это локальный журнал, который интересуется музыкой, которая пользовалась популярностью во Франкфурте и звучала в местных клубах. Я тогда не мог себе позволить сравнить франкфуртскую сцену со сценой других городов. Но если говорить о ней с сегодняшнего времени, то нужно сказать, что здесь была очень развитая инфраструктура. Здесь были лейблы, дистрибуции, букинг-агенты, музыканты и диджеи. Здесь находились Omen и Dorian Gray — два самых известных клуба Германии, которые уже тогда могли себе позволить еженедельный международный букинг. В то время Франкфурт, вместе со Стокгольмом, диктовал правила в евродэнсе. Практически одновременно с первым номером Groove вышел и один из самых известных евродэнс-синглов — «The Power» франкфуртской группы Snap!. Здесь располагался лейбл Logic. И всё происходящее в городе и в области здорово вдохновляло людей.
 
Такая активность легко объяснима. Франкфурт всегда старался быть одним из международных центров. Это финансовая столица Германии, здесь крупнейший аэропорт Европы, один из крупнейших железнодорожных вокзалов. Dorian Gray был одним из крупнейших клубов, и располагался он в здании франкфуртского аэропорта. Во Франкфурте была совсем другая энергетика. В Берлине тогда, например, говорили так, «Я просто устраиваю вечеринки и все». Но во Франкфурте к этому подходили как к бизнесу. 
 
GROOVE 90-х
 
К тому же важным аспектом в развитии в городе танцевальной сцены послужила американская военная база. Я начинал в восьмидесятые как диджей с того, что играл музыку чёрных. А в городе и его окрестностях существовали целые дискотеки, которые специализировались только на музыке, которую любили американские солдаты. Там звучал фанк, соул, диско. Туда же начали захаживать и немцы, ботаники вроде меня. 
 
Году в 1992 или 1993 мы изменили подзаголовок у журнала на «журнал об электронной музыке и клубной культуре». Под этим заголовком журнал выходит и сегодня. Такая перемена легко объяснима — мы хотели продолжать своё развитие, да и танцевальная музыка развивалась очень стремительно, мы уже не могли писать обо всём. К тому же росла и читательская аудитория — тиражи журнала достигли 100 000 экземпляров. Журнал стал распространяться сначала во всех крупных немецких городах, потом в Австрии, Швейцарии и даже странах Бенилюкса. Одновременно с этим, естественно, менялись или добавлялись новые рубрики. 
 
Конечно же, менялась и моя роль. Поначалу я журнал делал в одиночку — требовалась лишь помощь редакторов и моей мамы, которая взяла на себя управление финансами. Когда в 1994 году у журнала появилась уже настоящая редакция, я уже мог не забивать голову мыслями о том, чем заполнить новый номер. Торстен Шмидт занялся формированием команды журналистов и фотографов. Его работу продолжил Ян Элверфельд. И очень успешно продолжил. А уже когда в 1999 году журнал возглавил Хайко Хофманн, то я почти отошёл от управления журналом. Да и как автор практически перестал писать. Хотя в самом начале брал очень много интервью и писал рецензии на пластинки. Но чем дальше шли девяностые, тем меньше я писал. 
 
Нужно обязательно сказать, что с течением времени выросло и качество самих текстов. С каждым новым номером журнал Groove всё меньше напоминал фэнзин и всё больше серьезный музыкальный журнал. С ростом прибыли и развитием журнала я уже мог выделять более крупные бюджеты на командировки для того, чтобы журналисты создавали обширные репортажи и тематические номера. Можно вспомнить громадные материалы о парижской сцене, нью-йоркском хаусе. Период с 1999 по 2001 год для журнала были очень успешными в финансовом отношении. Объём журнала колебался между 170 и 200 полосами. И это был бесплатный журнал! Да и редакция тогда в журнале сложилась удивительная и невероятно профессиональная. 
 
GROOVE сегодня
 
На тот период лейблы располагали огромными бюджетами, и поэтому они могли позволить себе рекламу в печатных СМИ. Ну и потом, многие в этом бизнесе считали, что техно-музыка очень интересует молодежь. Но потом случился первый финансовый кризис, упали продажи музыки, интернет стал восприниматься в качестве удобной рекламной платформы. Так что со временем интерес со стороны рекламодателей стал снижаться.
 
После 2001 года, когда стали падать доходы, я понял, что оставаться независимым издательством становится всё сложнее. Я попытался начать проводить вечеринки, но это не очень спасло ситуацию. В итоге мне пришлось сократить объём журнала. На помощь мне и журналу тогда пришли Тоби Нойманн и Рикардо Виллалобос, которые провели ряд вечеринок в помощь журналу. Но это лишь оттянуло грядущее банкротство. В конце концов, я нашёл заинтересованного издателя в лице мюнхенского издательства Piranha Media, где мне пообещали, что сохранят Groove. За что я им очень благодарен. 
 
После продажи журнала я стал больше времени уделять музыке и диджейству. Вместе с друзьями запустил лейбл Get Physical. Но если бы ситуация с журналом не была бы такой печальной, то я бы и сегодня им с удовольствием занимался.
Но это не значит что я перестал его читать. С удовольствием читаю каждый новый номер и постоянно удивляюсь тому, как им удается сохранять содержательную часть на такой высоте. Сегодня для меня этот журнал играет роль проводника, рассказывает о том, что происходит в электронной музыке. И благодаря этому журналу я постоянно открываю для себя что-то новое».